Сегодня в России, как и во многих странах мира, актуально создание доступной, безбарьерной среды, в которой улицы, транспорт, жилые дома и учреждения были бы удобны для всех, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Одним из главных элементов такой среды являются тактильные указатели, которые позволяют ориентироваться на ощупь благодаря выпуклому рельефу. Тактильный указатель, используемый на платформах и перронах ─ это шуц-линия.
Шуц−линия представляет собой тактильную полосу ярко-жёлтого цвета, которая имеет протяженность, равную протяженности платформы или перрона. Шуцлиния позволяет людям с ограничениями по зрению придерживаться безопасного от края платформы расстояния, составляющего не менее 0,5 метра.
Для шуц−линии, которая располагается под открытым небом, в основном, используется материал в виде прочного фибробетона. Такая шуц-линия изготавливается в рамках СП 120.13330.2012 "Метрополитены", "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан" ОАО «РЖД» и в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018.
Всё больше в нашу жизнь входят новые материалы ─ композиты. Они состоят из пластичной основы (матрицы), наполненной элементами других материалов, обладающих повышенной прочностью, жёсткостью и эластичностью. Сочетание разнородных компонентов во много раз повышает качество композитов по сравнению с исходными материалами.
Композитная шуцлиния с закладными элементами служит альтернативной заменой продукции из бетона за счет легкости транспортировки и монтажа в сжатые сроки на любой поверхности. Продукция из композитных материалов соответствует ГОСТ Р 52875-2018 и не требует снятия части подстилающей поверхности платформы при установке.
Шуц−линию устанавливают на различных видах перронов и платформ в метро и на железнодорожных вокзалах, указывая места посадки в вагоны и расстояние до края. Слепой или слабовидящий человек может нащупать тактильный указатель в виде шуцлинии тростью или подошвами обуви и понять, что перед ним край платформы или место, где можно войти в вагон.
Шуц−линия должна быть установлена в строгом соответствии с государственными стандартами и сводами правил. В противном случае она может угрожать здоровью и даже жизни людей с ограниченными возможностями. Ширина приспособления должна составлять 10 см, а тактильная поверхность выступать над подстилающей поверхностью на 5 мм. В шуц−линиях из композита на открытом воздухе необходимо также делать зазоры от 600 до 120 мм для стока воды. Бетонная продукция при необходимости закрепляется арматурной сеткой.
Бетон ─ прочный и долговечный материал, способный выдерживать вес больше тонны. Бетонная шуц−линия невосприимчива к воздействию погоды, даже к сильным морозам. У неё небольшая себестоимость. Добросовестные производители выпускают шуцлинию из фибробетона. Фиброволокна препятствуют проникновению влаги, образованию наледи, повышают устойчивость к механическим воздействиям, вибрации, препятствуют расслоению материала.
Благодаря многократному усилению свойств своих составляющих, композитная шуц−линия не уступает бетонной по прочности и износостойкости. Она также не восприимчива к агрессивному воздействию капризной российской погоды. Благодаря своей лёгкости композитная продукция требует гораздо меньших затрат на перевозку, по сравнению с бетонной. С укладкой композитной шуц−линни справятся даже низкоквалифицированные рабочие с минимальным набором инструментов, а сам процесс займёт относительно немного времени.
Главный недостаток бетонной шуцлинии ─ необходимость снятия части покрытия при установке, но при укладке продукции одновременно с ремонтом этот недостаток, разумеется, аннулируется. Также к минусам изделий из бетона можно отнести затраты на перевозку.
Единственным недостатком композитной шуц-линии может быть только сравнительно высокая цена на материалы, требующиеся для ее изготовления. И как следствие, более высокая цена самого выпускаемого изделия.
Тактильные наземные указатели нужно приобретать только у надёжных поставщиков, которые могут подтвердить качество своей продукции.